Апостол Павел




Автор:

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский


Беседа опубликована в сбонике: «Прибавления к Творениям св. Отцов».
1857 г. №16. Стр. 307-313.


Беседа на освящение храма Успения Пресвятой Богородицы при Преображенском богадельном доме


Сказана 2 июля 1857 года.

Исполнилось три лета с того времени, как благодать Божия начала посещать сие место своим освящением: и уже третий храм освященный здесь видим. Слава Тебе, Пресвятая Троице, Боже наш: и да будет сие знамением усугубляемого и утрояемого Твоего благословения на сие место и на братию святого храма сего. Ибо знаем из писаний, и в событиях видим, что не только Твое Божественное имя свято и исполнено Божественные силы, но и Твое троичное число священно и Божественным действом бывает ознаменовано. Почто бо Илия, Пророк Твой, желал воскресить отрока, не единожды, не многократно, но трижды дуну на отрочища [3 Цар. 17, 21], если не для того, чтобы троичным числом исповедать троическую веру и привлещи Твое, Животворящая Троице, пресущное действо? Не в том же ли духе употребил он и троекратное возлияние воды [18, 34] на жертву, на которую хотел низвести небесный огнь?

Призрела еси, Пресвятая Троице, на трех отроков в огненной пещи , и не восхотела, чтобы Твое священное число явилось числом пагубы: и трие отроцы верою троическою пламень пещный попраша. После того, как в тридневном воскресении единого от Тебе, Пресвятая Троице, Господа нашего Иисуса Христа, троичное число прияло новую славу и силу, Твои богодухновенные Апостолы и богоносные отцы наши предали нам часто запечатлевать троичным числом наши молитвы, наши славословия, наши тайнодействия, без сомнения потому, что в сем знамении священного числа есть тайный союз наших молитв, славословий, тайнодействий с Твоею вседействующею и всеспасительною благодатию. Да будет убо и то, что в три лета три святые храмы дарованы месту сему Твоею, Пресвятая Троице, благодатию, — да будет сие знамением во благо, знамением Твоего щедроподательно ниспосылаемого благословения на место сие и на братию святого храма сего.

Радуюсь, братия, о вашем благочестивом усердии, призывающем благодать Божию, и о благодати Божией, благословляющей ваше усердие.

Первый здесь храм, по вашему желанию и прошению, при поспешности удовлетворить потребности, был устроен тщанием вашим и пособием, данным от Святейшего Синода, по воле в Бозе почившего Благочестивейшего Императора. НО второй и сей третий храм суть дело единственно вашего усердия, плод вашего тщания, ваших жертв. Знаю, что, при устроении сего храма, было ревностное старание доставить оному и увеличенное пространство, и благолепие внутреннее и внешнее, которое теперь видим. Смотря на видимые действия, как на выражение душевных расположений, радуюсь о вас, братия, и не просто, но, по наставлению апостольскому, упованием радуюсь, — радуюсь упованием совершенного утверждения вашего душевного храма, на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу упованием вашего истинного вечного спасения , аще, по Апостолу, начаток состава даже до конца известен удержим [Евр. 3, 14].

Радуйтеся же и вы, братия святого храпа сего, о благодати Божией, не по вашей вине от вас долго сокрытой, но наконец искренним вашим желанием и благою совестью обретенной.

Благодарите Бога, что вы обрели истинную святую Церковь, которую создал Сам Господь наш Иисус Христос которой и врата адовы не одолеют [Матф. 16, 18.], в которой единой, по учению святых , подобно как в Ноевом ковчеге от потопа водного, есть верное спасение от потопа греховного и от погружения в бездну адскую.

Ибо общество, или общества, которых вы, вступя в единство апостольской Церкви, оставили позади себя, могут ли назваться Церковью? — Без сомнения, не могут . В истинной Церкви Духь Святый постави епископы [Деян. 20, 28]: а там нет епископов, поставленных Духом Святым, и благозаконно сохраняющих благодать тайноводственную. В истинной Церкви от первого до второго пришествия Христова [1 Кор. 11, 26] не нарушимо, как свидетельствует Апостол, совершается таинство Тела и Крови Христовы, без которого человек, по слову Господню, живота не имать в себе [Иоан. 6, 53]: а там нет сего животворящего таинства. Итак, очевидно, это не спасительный ковчег, а разве обломки отторженной от великого ковчега, и сокрушенной бурею ладьи, которых держащиеся только в приближении и прицеплении к великому ковчегу имеют надежду спасения.

Благодарите Бога, братия, что вы обрели Богом и Христом данных пастырей и учителей, к совершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова [Еф. 4, 11-12], строителей тайн Божиих [1 Кор. 4, 1], разрешителей от грехов [Матф. 18, 18. Иоан. 20, 22-23], имеющих для сего благодатный дар и духовную власть: ибо благодатный дар, который воскресший Господь влиял в Апостолов Своим Божественным дуновением, и который открылся в них сошествием Святого Духа, — чрез рукоположение апостольское, и потом отеческое, непрерывным потоком течёт до нынешнего святительства и священства, и тем же путем рукоположение тещи будет и до скончания века.

Есть ли что подобное в обществе, вами оставленном? — Есть там люди, которые называются учителями, наставниками, отцами, к которым другие приходят исповедовать грехи: но как, по Апостолу, никто же сам себе приемлет честь, но званный от Бога, яко же и Аарон [Евр. 5, 4], а они Богом чрез священноначалие не призваны; то они не прияли ни чести присвояемых им имен, ни благодатной силы и власти. Исповедующие грехи пред ними подобны больному, который показывает свои раны человеку, не имеющему ни врачебного искусства, ни врачебных средств.

Благодарите Бога, братия, что вы обрели, и сделали для себя доступным великое таинство Тела и Крови Христовы. Смотрите, какие сладкие, какие высокие обетования соединил с ним Господь наш Иисус Христос: ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем. Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь имать живот, вечный, и Аз воскрешу его в поседний день [Иоан. 6. 54-56]. И напротив как горьким представляется в слове Господнем жребий тех, которые лишили себя причастия сего таинства: аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крови Его, живота не имате в себе [53]. Помыслите же, от какого страшного бедствия избавило вас, и каких вожделенных благ причастниками соделало единение с святою православною Церковью, всегда верною хранительницею таинства, и с священноначалием и с священством, которому вверена благодать совершать, и власть преподавать оное.

Отторгшиеся от общения с священноначалием и священством, и чрез то сами себя отлучившие от причастия святых тайн, мечтают, будто могут заменить сие причащением духовным. По истине, мечтают. Не есть ли не основательное, — не есть ли даже дерзновенное мечтание отвергнуть образ причащения, Самим Спасителем нашим ясно определенный и владычественно предписанный, и вымышлять себе новый, по своему произволу, в противность значению и назначению Христова учреждения? Христос Спаситель установил таинство для воспоминания о Нём, и о спасительных Его страданиях; страдал же Он не только духом, но и телом и кровию: посему тело и кровь существенно принадлежат таинству, и устранять или заменять оные значит совсем уничтожать таинство. Христос Спаситель установил таинства для освящения наших душ и телес: посему те, которые мечтают о причащении только духовном, сами лишают и душу, и тело свое действительного освящения, которое умерщвляло бы в нем грех.

Сократим слово. Благодарите, братия, Бога, что в единении со святою Его Церковью вы обрели помазание от Святого, брак освященный во образ Христова с Церковью союза, чадородие благословенное, в болезнях пресвитерское елеопомазание врачебное для тела и души, и все, к освящению и спасению благопотребное из чистого источника апостольския благодати проистекающее. Всех сих благодатных даров лишены те, которые, уклонясь от общения церковного, лишили себя священства, или избрали себе священников, убежавших от законного священноначалия, и тем же бегством удалившихся и от благодати священства.

Сохраните, братия, сии бесценные для душ ваших приобретения, внимательно и деятельно сохраняя то искреннее желание спасения, и ту правую совесть, который от неведения привели вас на путь чистой истины и несомнительного спасения.

Пресвятая Владычице наша Богородице! Твоим именем наречен, и памяти Твоего славного успения посвящен храм сей, Приими его во Твое благое и сильное Богом покровительство. И, как некогда к одру твоего святого успения из ближних и дальних собрала еси славословящий Собор церковный, собирай к престолу святого храма сего ближних и дальних, верующих, молящихся, славословящих, с радостью входящих в общение таинств, с послушанием приемлющих учение жизни. И как тамо, коснувшегося одра Твоего рукою враждебною, сперва Ты покарала, но вскоре сим самым вразумила, исцелила и в веру и в Церковь Сына Твоего и Бога привела: и здесь, если не с враждебною рукою, но с немирною мыслию приближающихся ко храму Твоему, не яростию обличи, ниже гневом накажи, но Твоею преизбыточествующею благодатию сердца и ума их коснися, и ум их просвети истиною, сердце согрей любовью к Богу и желанием творить волю Его, и тако и не сущия от двора сего словесные овцы приведи [Иоан. 10, 16] в спасительную ограду единой святой соборной и апостольской Церкви, да выну православно и единоверно славится пресвятое и поклоняемое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.