Апостол Павел




Автор:

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский


Беседа опубликована в сбонике: «Прибавления к Творениям св. Отцов».
1855 г. №14. Стр. 8-13.


Беседа по освящении храма Воздвижения Креста Господня в Преображенском Богадельном доме.


Сказана 19-го декабря 1854 года.

Когда во дни Соломона совершилось освящение Храма Божия в Иерусалиме: тогда, как повествует книга Царств, праздновавшие освящение онаго "идоша кийждо в домы своя, радующеся веселым сердцем о благих, яже сотвори Господь Давиду рабу Своему, и Израилю людем Своим" [3 Царств. 8, 66]. То был храм истиннаго Бога для целаго народа, и даже единственный в те времена для всего мира. Здесь осветился ныне храм Боий для немногого, впрочем, по благодати Божией, возрастающаго собора чад единыя, святыя, соборныя, Апостольския, святоотеческия Церкви. Тем не менее надеюсь, что и вы, братия свитого храма сего, отидете в домы своя, радующеся веселым сердцем о благих, яже сотвори Господь людем Своим.

И славный храм иерусалимский и смиренный (впрочем, древним благолепием привлекающий благоговейные взоры) храм здешний есть храм единого Бога, единый Бог есть Освятитель и того и другого, с тою разностию, что там образ, а здесь и образ и существо изобразуемое, там сень грядущих благ, а здесь истина благ, уже дарованных. Итак, не радостно ли, что и над сим освященным храмом, как некогда над иерусалимским, изречено слово Господне: "освятих храм сей, еже положити имя Мое тамо во веки, и будут очи Мои ту, и сердце Мое во вся дни" [3 Царств. 9, 3].

Радость наша получит особенный вид, если помыслим о судьбе сего места, и сравним нерадостное прошедшее с радостным настоящим.

За восемьдесят три года пред сим, здесь было пустое место; а потом устроилась больница для страждущих губительною болезнию, и место погребения умерших от губительной болезни. Печальное начало!

Желаю осветить сие несветлое воспоминание мыслию о человеколюбии основателей сего учреждения, о смелости действования их в опасное время, о постоянстве и щедрости, употребленных для того, чтобы сие временное учреждение не прекратилось, но поддерживалось, возрастало и возвышалось в своем значении. Но все сие пред оком духовным покрывает печальная тень. Под кровом человеколюбия мнили здесь поставить седалище веры, но в таком обществе людей, которое, вследствие давно возникших распрей и усиленно изисканных сомнений о Вселенской Православной Церкви, само себя поставило в отчуждении от Вселенской Православной Церкви.

Молю всех, слушающих меня теперь, слушать мирно и благодушно, и не огорчаться, если в слове моем покажется нечто для некоторых неприятным. Желаю быть со всеми в мире и духом и словом: но судьбою Божиею возложенное на меня служение обязывает меня в духе мира возвещать истину, иногда и неприятную, на спасение душам: "нужда бо ми надлежать; горе же мне есть, аще не благовествую" [1 Кор. 9, 16]. Внемлю слову Господню: "не судите, да не судимы будете" [Матф. 7, 1], и слову Апостола: "прежде времене ничтоже судите, дондеже приидет Господь, Иже во свете приведет тайная тмы, и объявит советы сердечныя" [1 Кор. 4, 5]: и не желаю судить никого даже из тех, которые слишком жестокие суды произносят на святую Церковь; а желаю и молю Спаса всех Бога, да покроет всякий грех неведения Своим безпредельным милосердием, да разсеет Своим Божественным светом туман сомнений, покрывающий некие души; да приведет овцы, яже не суть от двора сего, в единый двор единого пастыря Иисуса Христа. Но я был бы виновен и пред правоходящими, если бы молчал, и не остерегал их от пути неправаго разсуждения, и пред неправоходящими, если бы молчал, и не указывал им пути правого разсуждения.

Была на сем месте и в прошедшия восемьдесят лет исповедуема вера во единого Бога Отца, Творца, Вседержителя, и во единого Господа Иисуса Хрита Сына Божия, Единородного, прежде век рожденного, единосущного Отцу, Бога истинного от Бога истинного, нашего ради спасенья воплотившегося, страдавшего, погребенного, воскресшего, возшедшего на небеса, сидящего одесную Отца, паки грядущего со славою судити живых и мертвых, и Духа Святого, такожде истинного Господа, от Отца исходящего, купно со Отцом и Сыном покланяемого. Сия вера апостольская. Сия вера отеческая. Сие есть твердое основанье веры для всей Церкви Вселенской. Но что на сем основани строили здесь? Злато ли? Серебро ли? Честное ли камение? Положите в горнило слова Божья главнейшия учения, здесь господствовавшие, и посмотрите, что окажется.

Некогда Пророк Азария, к чадам Церкви иудейской, провидя их неверность в служении Богу, произнес сье угрожающее предречение: "многи дни будут во Израили, без священника учащего, и без закона; егда же обратятся в печали к Господу Богу Израилеву, и взыщут Его, и обрящется им" [2 Пар. 15, 3-4]. Итак, быть без священника есть наказание, посылаемое от Бога на неверных в служении Ему, на время, доколе не вразумятся, и усердно обратятся к Нему. Но здесь учили, что быть без священника, есть дело правильное, и что оно должно продолжаться до скончания века: и таким образом сами наводили на себя то, что слово Божье признает наказанием Божьим. Радуйтеся же, братия святого храма сего: Господь обретен вами в благодати Его; и возвратил вам утраченного предками вашими священника учащего, друг-друго-приимательным от Апостолов рукоположением освященного, по освященному чину молящегося и тайнодействующего.

Рече Господь: "аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крове Его; живота не имате в себе [Иоан. 6, 53]. Но здесь учили, что можно и надобно жить без вкушения Тела и Крове Христовы; и не примечали, что таким учением, по силе слова Христова, сами себя обрекали на духовную смерть. Радуйтесь, братия святого храма сего. Источник жизни для вас открыт; двери святилища отверсты, и служитель Божественного таинства приглашает вас к общению Тела и Крове Христовы; только со страхом Божиим и верою приступайте.

Устами святого Апостола Павла "Дух явственне глаголет, яко в последняя времена отступят нецыи от веры, внемлюще духовом лестчим и учением бесовским, в лицемерии лжесловесник, сожженных своею совестию, возбраняющих женитися" [1 Тим. 4, 1—3]. А бывшие здесь наставники именно возбраняли женитися, и совсем отвергали брак. Не понятно, как не слыхали и не слышать они, какой страшный гром Апостольского слова гремит над их новоизобретенным мудрованием, и над их главами. И как не усмотрели они, к чему ведет их учение? Христос Спаситель о безбрачной жизни сказал Апостолам: "не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть" [Матф. 19, 11]. То есть: не все могут пребыть безбрачны, а только некоторые имеют дарование всегдашнего девства. К чему же ведут неимеющих дарования девства учители всеобщего безбрачия? Не приближают ли к пропасти порока, и потом к бездне ада? — Радуйтесь, братия святого храма сего. Вы можете с мирною совехтию, согласно с словом Христовым, избрать то, что можете вместить, или святое девство, или благословенный брак, не опасаясь тех никем не благословенных наставников, которые мечтали своею заповедью разрушить всеродное благословение Божие человекам: "раститеся и множитеся, и наполните землю" [Быт. 1, 28].

Благословен Бог, Иже всем человеком хощет спастися. Благословенна благодать Господня, просвещающая всех, не смежающих очей от света ея. Благословенны души, беспристрастным умом и искренним сердцем ищущие истины, благодати и спасения. Се, в едино лето второй уже храм освящается здесь, и просвещает место сие. Призри с небесе Боже, и вижд, и посети, и утверди, и возрасти, и распространи виноград сей, егоже насади десница Твоя! Аминь.