Апостол Павел




СПРАВКА: Поморская моленная и Никольский единоверческий монастырь на Преображенском кладбище

Данная статья была опубликована на сайте Портал-Credo.Ru




14 сентября 1771 года за Преображенской заставой безпоповский федосеевский наставник И.А.Кавылин основал братское кладбище для погребения умерших от эпидемии чумы христиан-безпоповцев. При кладбище была также основана лечебница, а затем и моленная федосеевского согласия. В 1784-1811 гг. по проекту архитектора Ф.К.Соколова был построен комплекс зданий в подражание Выгорецкой пустыни. В комплекс зданий входили мужской и женский монастыри.

В царствование императора Павла I в конце 18 века были предприняты первые попытки расколоть федосеевскую общину и основать на территории Преображенского монастыря поповский храм (в те времена император допускал еще, чтобы безпоповцы перешли в беглопоповское согласие). Однако в 1816 г. в федосеевской общине Преображенского кладбища возникла сильная внутренняя распря, в результате которой светские власти стали вмешиваться в жизнь монастыря, а потом - при Николае I - перешли к открытым репрессиям против старообрядцев. В 1847 г. император насильно подчинил Преображенскую богадельню гражданским властям, а в 1854 г. у федосеевцев отобрали Успенскую часовню на мужской половине монастыря, где был основан Никольский единоверческий приход.

Освящение отобранной часовни как единоверческого храма состоялось 19 декабря 1854 г. Во время освящения митрополит Филарет и сослужившие ему новообрядческие священники облачились в дораскольные священнические одежды.

Старообрядческий храм во имя Покрова Богородицы в Токмаковом переулке

Старообрядческий храм во имя Покрова
Богородицы в Токмаковом переулке

В 1866 г. вся мужская половина федосеевского кладбища была передана новооснованному Никольскому единоверческому монастырю, первыми насельниками которого стали несколько иноков, отступивших в единоверие из белокриницкой иерархии в 1865 г. Этот монастырь стал настоящим бастионом "борьбы с расколом". Первым настоятелем монастыря стал бывший федосеевец игумен Павел Прусский (Леднев), впервые посетивший Преображенское кладбище в 1846 г.

В 1868 г. Павел был присоединен к Синодальной Церкви епископом Леонидом, викарием Московской епархии, и стал самым известным противораскольным миссионером.

В Преображенском монастыре под его началом оказались даже два клирика, отступившие от белокриницкой иерархии: епископ Онуфрий (Парусов) и архидиакон Пафнутий (Коломенский). Можно сказать, что переход этих двух епископов в 1865 г. в единоверие стал дополнительной причиной создания единоверческого монастыря. В единоверие Онуфрий перешел в сане архимандрита, а потом и вовсе снял с себя сан. В 1895 г. Павел Прусский скончался, причем перед смертью, по преданию, проклял единоверие и возвратился в федосеевское согласие. Хотя его мечта стать первым единоверческим епископом не воплотилась в жизнь, однако при нем единоверческий монастырь пережил свой расцвет. При монастыре была основана библиотека старопечатных и рукописных книг, подаренных перешедшим в единоверие купцом А.И.Хлудовым, а также хранилище икон, ныне находящихся в Третьяковской галерее и в ГИМе. После смерти Павла монастырь постепенно угасал, а в 1920 г. совершенно распался. Несколько лет спустя был закрыт и Никольский храм, но вскоре в связи с "обновленческим проектом" советской власти он был разделен на две части, так что главный храм был отдан обновленцам-единоверцам, а трапезная с двумя приделами – обновленческой новообрядной общине.

Современный вид храма в Токмаковом переулке общины старообрядцев-поморцев брачного согласия

Современный вид храма
в Токмаковом переулке общины
старообрядцев-поморцев брачников

В 1930 г. в связи с ликвидацией общины брачных поморцев в Токмаковом переулке, а также с разочарованием властей в обновленчестве, единоверческая часть храма была передана безпоповцам-поморцам. Центральные органы Поморской Церкви прекратили существование и токмаковской общине была предоставлена возможность перевезти церковное имущество и иконы (за исключением нескольких древних) в Никольскую церковь быв. Преображенского монастыря. В подготовке к переезду и в перевозе имущества и икон особенно деятельное участие принимали А. Н. Герасимов и У. Д. Кошелев. На праздник Входа Господня во Иеросалим была совершена первая служба в бывшем Никольском храме. Таким образом, после почти столетнего перерыва главная часть храма вновь вернулась к староверам.

В день храмового праздника общины — Светлого Христова Воскресения — при переполненном храме была совершена первая Пасхальная служба. С этого времени Никольская церковь на Преображенском кладбище стала храмом Московской Поморской общины христиан-староверов брачного согласия.

Постепенно помещение храма приводилось в порядок. Было устроено центральное отопление, наслан деревянный пол, несколько раз производился капитальный ремонт, было построено подсобное помещение, производилась частичная реставрация икон, а также другие работы внутри и снаружи храма. Много потрудились в этих делах покойные ныне руководители и председатели общины, а такжеактивные прихожане: В. Г. Мозолькин, А. Н. Герасимов, М. С. Деменков, Г. И. Дерюгин, М. П. Короткой, Е. С. Чикина, Е. Д. Тарасов, Н. С. Лепёшин, Ф. М. Залогина, Е. И. Горохова, а также отошедший по тяжелой болезни в последнее время от дел Ф. С. Кукушкин.

В течение довольно длительного промежутка времени, и до и после Великой Отечественной войны, обычно в Великом Посту, в Московскую общину приезжали духовные отцы из многих областей страны. Они исповедывались, беседовали, делились опытом, обсуждали вопросы и проблемы, возникающие в процессе повседневной духовной жизни. Это была своего рода Духовная комиссия. Эти встречи и работа, которая в это время .проводилась, были весьма полезны для Поморского общества. К сожалению, постепенно встречи прекратились.

После войны Преображенское кладбище стало фактическим центром всего российского безпоповства, там располагались духовные центры трех согласий – старопоморского (федосеевского), брачного поморского (ДПЦ) и филипповского, которому федосеевцы отдали часовню на кладбище.

Успенский алтарь быв. Никольского единоверческого монастыря занятый старообрядцами-поморцами беспоповского брачного согласия

Успенский алтарь быв. Никольского
единоверческого монастыря занятый
старообрядцами-поморцами беспоповского
брачного согласия

Духовное руководство и совершение служб в Никольской поморской моленной осуществляли Д. И. Занев, П. А. Булатов, М. Л. Лучанов, Ф. М. Семенихин, Е. И. Булатов, И. П. Панфилов, А. Г. Самохвалов, И. Н. Лепёшин, М. Д. Гребенников, старшие уставщики И. В. Серов, Ф. В. Прохоров и другие. В настоящее время духовными отцами общины являются С. И. Корсаков, Е. С. Лепёшин, Л. X. Болотов и И. М. Шувалов.Хорошую память о себе оставил В. Н.Хвальковский, который с момента образования 2-ой общины и до своей кончины в 1963 г. был активным участником всей жизни общины, стремился укрепить связи с другими общинами, старался, чтобы церковные службы проходили торжественно, создавая у прихожан молитвенное настроение.

В Московской общине всегда были хорошие певцы и чтецы, в настоящее время среди них немало молодёжи. При этом следует отметить, что платных певцов и чтецов в храме не было и нет, все они любители.

Мужской хор раньше возглавляли В. Н. Хвальковский и И. Г. Шилкин при участии У. Д. Кошелёва, П. Н. Хвальковского, братьев Мозолькиных, Д. Г. Звягинцева и других. Женским хором руководили Л. Г. Тукачев, В. П. Тукачева при активном участии М. Г. Павловой, М. И. Кошелёвой, Д. Г. Болотовой, А. Н. Строгалыциковой и других.

В течение нескольких десятилетий и по настоящее время мужским хором руководит П. Н. Хвальковский при активном участии других певцов. Женский хор возглавляют Е. К. Павлова, А. А. Кукушкина, М. А. Степанова, Д. Г. Болотова при активном участии А. В. Коротковой, А. И. Корсавиной и других певиц.

К празднованию 1000-летия Крещения Руси храм был приведён в образцовый порядок, тепло были приняты гости, приехавшие со всех концов страны. Община обслуживает поморцев Москвы, Московской и частично других областей, поддерживает тесные отношения с Центральным Советом Древлеправославной Поморской Церкви, Латвии, с Высшим Старообрядческим Советом Литвы, с Московской Преображенской старопоморской (федосеевской) общиной, с другими общинами России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдовы.Московская община — один из инициаторов восстановления Центральных органов Поморской Церкви.


Использованная литература:
1.  С.Г.Вургафт, И.А Ушаков, "Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря". М.: Церковь, 1996.
2.  Л. Хвальковский. "В Московской Поморской общине" // Старообрядческий церковный календарь на 1990 г. Рига: 1990.


Ссылки на актуальные статьи:
«Старообрядческий модерн. В начале ХХ века староверы не боялись прогресса»
«Морозовы-Викуловичи и Поморский храм в Токмаковом переулке»
«Вторая Московская Поморская община»
«Старообрядцы и староверы – одно и то же?»
«Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ)»