Апостол Павел




Архимандрит Павел (Леднев) Прусский

[ р. 29 (16) января 1821 – † 10 мая (27 апреля) 1895 ]


На этой странице вы найдете жизнеописание архим. Павла (Леднева) Прусского - бывшего настоятеля Никольского единоверческого монастыря в Москве


Архимандрит Павел (Леднев) Прусский (1821-1895) - известный деятель, писавший против старообрядческого раскола.

В миру Леднев Петр Иванович. Родился 16 января 1821 г. в Сызрани в раскольничьей семье и сам в первую половину жизни принадлежал к расколу (по федосеевскому толку), занимая в нем весьма видное положение как хороший начетчик.

Строгие меры имп. Николая I против старообрядчества заставили попечителей Преображенского кладбища в Москве подумать о создании нового центра где-либо в более безопасном месте. На средства кладбища Павел был отправлен в 1848 в Пруссию (отсюда его название «Прусский») и там устроил в Гумбиненской области недалеко от г. Гумбиннен в Восточной Пруссии (ныне г. Гусев в Калининградской области России) старообрядческий Войновский монастырь в пос. Экертсдорфе (быв. Восточная Пруссия, ныне пос. Войново на Мазурских озерах в Польше). В 1851, вследствие раздоров в монастыре, он удалился на время в Климоуцы (близ Белой Криницы), где основал малочисленную поморскую общину, но в 1852 возвратился в свой монастырь, которым и управлял 15 лет (до 1867), стоя во главе федосеевщины и пользуясь громкой известностью во всей России в качестве вождя старообрядчества.

Во главе с иноком Павлом Прусским Войновский монастырь пережил свой расцвет. В 1847— 1867 Свято-Троицкий монастырь - важный центр духовной жизни федосеевцев Восточной Пруссии, имевший большое влияние и среди федосеевцев западных губерний Российской империи. Павел Прусский увеличил монастырь, построив несколько новых зданий, основал библиотеку; иноки в монастыре воспитывали и обучали церковной грамоте детей, нередко присланных из России. Кроме того, он основал женский монастырь в Пупах (ныне Спыхово, Польша) близ Войново. По его инициативе возникло немало молелен в России, где настоятелями были бывшие ученики Войновского монастыря.

Архимандрит Павел (Леднев) Прусский на 1-ом съезде миссионеров в Москве. Фото 1887 г.

Архимандрит Павел (Леднев) Прусский
на 1-ом съезде миссионеров в Москве. Фото 1887 г.

Около 1856 г. изменил федосеевским воззрениям на брак и стал допускать новоженов на исповедь и общее моление, почему и был вызван в 1858 г. на Преображенское кладбище для объяснений, закончившихся разрывом. А в 1861 году установил в монастыре моление за возвращение священства. Войновский монастырь стал центром оживленной религиозной полемики. Поэтому в 1859 мазурские старообрядцы разделились на две части: одни - во главе с Павлом Прусским, примкнувшим к брачным поморцам (новоженам), и другие — под руководством Алексея Михеева, твердо отстаивавшего федосеевские взгляды на безбрачие. Многократные попытки игумена Павла привлечь на свою сторону А. Михеева и признать бессвященнословные браки не увенчались успехом.

В 1868 г. основал в Иоханнесбурге (ныне г. Пиш в Польше) типографию, в чьей обильной продукции преобладала литература в защиту бессвященнословного брака. Издавал религиозно-полемическую литературу и позже способствовал появлению особых "листков" (непериодического издания) "Истины" (янв. 1863-1866, редактор-издатель Константин Голубов).

Перейдя вместе с пятнадцатью монахами своего монастыря в единоверие, в 1867 году Павел Прусский был вынужден покинуть Войновский монастырь. Вскоре уехал в Москву и сумел сблизиться и завоевать доверие Московского митрополита Филарета (Дроздова), оценившего его познания вероучения старообрядцев, их методов апологетики и тонкостей аргументации и увидевшего в Павле способного миссионера. Но в ноябре 1867 года митр. Филарет (Дроздов) скончался.

25 февраля 1868 г., в воскресенье второй недели Великого поста, было совершено торжественное присоединен Павла Прусского к Православной Церкви еп. Леонидом (Краснопевковым), викарием Московской епархии. После этого он поселился в Никольском единоверческом монастыре в Москве. С этого времени все свои немалые знания и большую энергию он посвятил проповеди единоверия.

15 декабря 1868 г. рукоположен в священный сан и поставлен настоятелем Никольского единоверческого монастыря в Москве, а через некоторое время был возведен в чин игумена.

С 1880 г. возведен в сан архимандрита.

Без преувеличения можно сказать, что он стал одним из самым известных миссионеров Русской Церкви. Маршрут передвижения миссионера характеризует его последовательность и трудоспособность: Перелазы - Петербург - Вильна - Петербург - Динабург - Новоалександровск - Каролишки - Вилькомир - Яново - Рымки - Ковна - Вильна - Динабург - Рубелишки - Данышевка - Режица - Псков - Петербург - Москва - Рубелишки - Новоалександровск - Вильна - Ковна - Страшуны - Свенцяны - Апидомы - Данышевка - Витебск - Динабург - Рубенишки - Василёво - Динабург - Режица - Динабург - Вильна - Климуцы (Буковина) - Варшава - Черновцы - Сучава - Драгомирна - Климуцы - Черновцы - Львов - Варшава - Вильна - Псков - Петербург - Москва (топонимы приводятся здесь по сочинениям П. Прусского). Приведенный перечень общин, где в 1869-1871 гг. сеял и взращивал семена истинной веры отец Павел Прусский свидетельствует о ревности с которой он взялся проповедовать в среде старообрядцев, желая их соединения с Матерью-Церковью.

Находясь в зените славы, он вспомнил об оставленных им в Климоуцах поморцах и явился, чтобы просветить их единоверием. Ему с трудом удалось убедить малое число бывших своих последователей подчиниться синодальной власти - так был основан единственный единоверческий приход за границей.

27 апреля 1895 г., в четверг 4-ой седмицы по Пасхе, скончался архимандрит Павел. Накануне отпевания Божественную литургию, у гроба почившего, совершал преосвященный Тихон (Никаноров), еп. Можайский, викарий Московской епархии (будущий свщмч. Тихон, архиеп. Воронежский). Отпевание возглавил сам высокопреосвященный Сергий (Ляпидевский), митр. Московский. Похоронили незабвенного старца, в понедельник - 1-го мая, напротив алтаря Никольского придела, главной церкви Никольского единоверческого монастыре.

Даровитый самоучка и знаток древнерусской и святоотеческой литературы, он писал легко, просто и доказательно, опровергая все пункты учения раскола.

Большая часть его сочинений печаталось в регулярно издававшихся журналах "Братское Слово" и "Душеполезном Чтении", а так же выходило отдельными изданиями, сделанными отчасти Святейшим Синодом. Особенно ценятся его подробные опровержения «Поморских ответов» Андрея Денисова и «Вопросов Никодима»; «Беседа с поповцем о 69 правиле Карфагенского собора», «Беседа с поморцем о Пирре» и др. Оставил обширное публицистическое и научное наследие, отчасти представленное в его четырехтомном полном собрании сочинений изданном в Москве, в 1897 г.



Самые значимые труды архим. Павла (Леднева) Прусского:

Большая часть трудов вошла в «Полное собрание сочинений архим. Павла»,
полный перечень можно найти на странице: "Список трудов архим. Павла (Леднева)"


1. Архим. Павел (Леднев). «Краткое описание путешествия во св. град Иерусалим и прочие св. места». -М.: Братство св.Петра митр., 1884. -111 с.
2. Архим. Павел (Леднев). «Краткие известия о существующих в расколе сектах об их происхождении, учении и обрядах, с краткими о каждой замечаниями, архимандрита Павла». -М.: тип. Э.Лисснера и Ю.Романа, 1885. -88 с.
3. Архим. Павел (Леднев). «Замечания на книгу, известную под именем "Вопросов Никодима"». -М.: тип. Э.Лисснера и Ю.Романа, 1887. -187 с.
4. Архим. Павел (Леднев). «Замечания на книгу поморских ответов: С прил. замечаний на 21-й ответ в книге "Щит веры"». -М.: Братство св.Петра митр., 1891. -518 с.
5. Архим. Павел (Леднев). «Краткое руководство к познанию правоты святой церкви и неправоты раскола, изложенное в разговорах между старообрядцем и православным: [С прил. разговора о том, погрешают или не погрешают именуемые старообрядцы в догмах веры]». -М.: Синод. тип., 1894. -191 с.
6. Архим. Павел (Леднев). «Размышления при чтении апокалипсиса, изложенные в ответах на вопросы собеседника». -М.: тип. Э.Лисснера и Ю.Романа, 1894. -234 с.
7. Архим. Павел (Леднев). «Собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла». Ч.1-2. -4-е изд., -М.: Синодальная тип., 1883.
8. Архим. Павел (Леднев). «Собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла». Ч.3. -4-е изд., -М.: Синодальная тип., 1888. -519 с.
9. Архим. Павел (Леднев). «Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла». Т.1. -1-е посмерт. изд., -М.: Братство св.Петра митр., 1897. -631 с.
10. Архим. Павел (Леднев). «Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла». Т.2. -1-е посмерт. изд., -М.: Братство св.Петра митр., 1897. -576 с.
11. Архим. Павел (Леднев). «Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла». Т.4. -1-е посмерт. изд., -М.: Братство св.Петра митр., 1899. -605 с.



Дни молитвенного поминовения архимандрита Павла (Леднева) Прусского:

• 29 (16) января - день рождения;
• 10 марта (25 февраля) - день присоединения к Православной Церкви;
• 10 мая (27 апреля) - день кончины.

Ближайшая дата: