Епископ Никанор (Кудрявцев), Богородский (единоверческий) викарий Московской епархии
Апостол Павел




Епископ Никанор (Кудрявцев), Богородский (единоверческий) викарий Московской епархии

[р. 15/11/1884 – † 30/10/1923]


На этой странице находится жизнеописание епископа Никанора (в миру Кудрявцева Николая Павловича) - бывшего настоятеля Никольского единоверческого монастыря


Николай Павлович Кудрявцев родился 15 ноября 1884 года в семье единоверческого диакона московского Троицкого в Сыромятниках храма (позднее - священник храма святителя Мартина Исповедника на Б. Алексеевской улице в районе Таганки, по другим сведениям - священник храма святителя Николая Большой Крест на Ильинке).

Николай Кудрявцев получил хорошее образование: В 1899 году окончил Заиконоспасское училище на Никольской улице, затем в 1905 году - Московскую духовную семинарию. После окончания семинарии поступил в Императорскую Московскую Духовную Академию. В 1909 году окончил Московскую Духовную Академию 1-м магистрантом LXIV курса (1905 — 1909 гг.) [9], и был оставлен при Духовной Академии профессорским стипендиатом (кандидатское сочинение "Мэн де Биран как метафизик и религиозный мыслитель"). На курсе в академии Николай Кудрявцев был первым по своим дарованиям, строго настроенным и умным.

Духовную Академию отец Никанор (Кудрявцев) закончил на следующий год после выпуска LXIII курса (1904 - 1908 гг.) в котором 1-м магистрантом был будущий известный богослов священник Павел Флоренский, отчего мы можем заключить, что он лично хорошо знал отца Павла Флоренского.

В 1909 - 1910 года Кудрявцев стал профессорским стипендиатом МДА по кафедре метафизики и логики и одновременно слушателем Московского Университета. Так же некоторое время, прислуживал в Троицкой единоверческой церкви у Салтыкова моста, настоятелем которой до 1906 года был протоиерей Иоанн Звездинский, отец будущего священномученика Серафима. С гимназических лет и на всю жизнь Николай Кудрявцев был другом Николая Звездинского, будущего священномученика Серафима, епископа Дмитровского.

С 3 января 1911 года по 1913 год заведовал Хлудовской библиотекой в Никольском единоверческом монастыре, который находился рядом с Преображенской старообрядческой общиной. В это время отец Никанор так же преподавал в Московской Духовной Академии.

29 апреля 1911 года принял монашеский постриг и вскоре, 26 мая 1911 года рукоположен во иеромонаха, 25 октября того же года, в возрасте 27 лет, назначен игуменом (настоятелем) миссионерского Никольского единоверческого мужского монастыря на Преображенской площади в Москве, тогда же стал секретарем Братства святителя Петра Митрополита.

В январе 1912 г., скорее всего, игумен Никанор присутствовал на 1-м Всероссийском единоверческом съезде, председательствовал на котором митр. Антоний (Храповицкий). А 6 мая 1913 игумен Никанор был возведен в сан архимандрита.

Мужской Никольский единоверческй монастырь был учрежден в Москве в 1866 году. Торжественное его открытие было совершено епископом Леонидом, викарием Московской епархии. Кроме древлеписанных икон, собранных для Преображенского богаделенного дома И.А.Кавылиным, в монастырь были взяты образы из Озерковской и Монинской моленных.

В Никольском единоверческом монастыре были устраиваемы съезды противораскольничьих миссионеров: 1-й с 29 июня по 13 июля 1887 г. и 2-й в те же дни 1891 г. Находился склад изданий противораскольнического братства свт. Петра митрополита, куда иногородние обращались за книгами [12]. К 1907 году в монастыре жили: игумен, 22 монаха и 41 послушник [11].

О жизни монастыря в последний период его существования (1913 г.) имеется следующее свидетельство:

«Монастырь этот имеет очень уединенный вид — настоящее убежище для любителей созерцательной жизни. Красивый, как будто готической архитектуры храм темно-красного цвета с желтыми украшениями, довольно стройная кирпичная колокольня, вдали кельи, тоже в готическом стиле, одноэтажный белый домик настоятеля, пятиглавая зимняя церковь над святыми воротами с знаменитой Хлудовской библиотекой при ней (эта церковь, ворота и здание библиотеки — желтоватого цвета)...

Всюду — трава, по местам — деревца, яблочный сад, маленькое братское кладбище — и тишина, тишина! Тишина такая, что она мне напомнила Параклит, скит Лавры во Владимирской губернии. Монахи там носят особые куколи — старинного образца: низкие, с выпуклым верхом, в каких изображаются древние преподобные или, например, святитель Митрофан Воронежский.

Видел я и молодого их архимандрита о. Никанора: о нем я слыхал от его товарища по семинарии, еще и сейчас учащегося у нас на философском отделении. По отзыву другого студента-старообрядца, о. Никанор — человек очень строгий, но строгий по любви к аскетизму. Как любезно нас приняли там! Иеромонах, по-видимому, научно знакомый с древним искусством, показал нам подробно всю старину летнего храма; побывали мы с ним и в общих алтарях (главный — Успения, придельный — св. Николая). Мой Георгий Иванович был чрезвычайно доволен: «Это — настоящий музей», — говорил он. Особенно восхитил его образ Богоматери в главном алтаре: изображение это там называют «Голубицей»: на руках Богоматери — младенец Христос в белой одежде держит на руках белого голубка. Старинная и прекрасная икона!...» [13].

Кроме настоятельства в Никольском единоверческом монастыре архимандрит Никанор был попечителем церковно-приходской школы, наблюдателем за собеседованиями со старообрядцами, членом Комитета московских единоверцев по оказанию помощи жертвам войны, членом Особого совещания и комитетов Московской епархии о раненых воинах и беженцах, исполнял другие обязанности.

В 1917 году архим. Никанор (Кудрявцев) как настоятель монастыря, должен был участвовать в Церковном Всероссийском Соборе проходившем в Москве, а затем 1 июля 1917 года - во Всероссийском съезде монашествующих в Свято-Троице-Сергиевой Лавре.

27(14) января 1919 года Св. Патриарх Тихон и Священный Синод постановили образовать комиссию о постовой трапезе, в состав которой был включен о. Никанор.

11 октября 1921 года архимандрит Никанор хиротонисан во епископа Богородского, единоверческого викария Московской епархии. Богородское викариатство Московской епархии было учреждено Святейшим Патриархом Тихоном в 1921 году. Викариатство было титулярным, и епископ Никанор часто мог служить в Никольском единоверческом монастыре и после своей епископской хиротонии.

В житии преподобномученика Иоасафа (Боева) [5], который служил с 1918 года иеродиаконом в Никольском единоверческом монастыре рассказывается, что в 1921 году он был рукоположен во священника епископом Богородским Никанором (Кудрявцев) в церкви этого монастыря.

Епископ Никанор (Кудрявцев) был дружен с прот. Cергием (Голощаповым) [6], будущим священномучеником, в житии которого говорится, что с 1922 года (возможно, по 1924 г.) отец Сергий регулярно служил без зачисления в штат в Никольском единоверческом монастыре, где в это время служил его товарищ по Духовной Академии епископ Никанор (Кудрявцев).

В биографии патриарха Пимена (Извекова) [4], есть сведения, о том что в начале 1920-х годов еще учась в средней школе г. Богородска, Сергий Извеков (впоследствии Пимен) пел на клиросе в архиерейском хоре Богоявленского собора г. Богородска и иподиаконствовал у епископов Богородских Никанора (Кудрявцева) и впоследствии у Платона (Руднева). Что может свидетельствовать о регулярном служении в 1921 – 1922 гг. епископа Никанора (Кудрявцева) в Богоявленском соборе г. Богородска. Так же остались свидетельства служения еп. Никанора (Кудрявцева) в единоверческом приходе храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода Бронницкого округа Подмосковья.

Еще в Духовной Академии Никанор (Кудрявцев) познакомился с будущим своим приемником по епископскому викариатству Платоном (Рудневым) [р.11/06/1885 – †01/1936], который 1 октября 1923 г. был хиротонисан во епископа Богородского, единоверческого викария Московской епархии.

5 августа 1922 года епископ Никанор уволен по прошению на покой с оставлением настоятелем Никольского единоверческого монастыря. Уже к концу 1921 года большая часть братии монастыря (включая и священников) было мобилизовано Советской властью на службу в тыловое ополчение армии. А к 1923 году Советской властью монастырь был официально закрыт и на его территории организовано общежитие коммуны завода «Радио» (того самого завода который и сейчас находится на территории бывшего Преображенского дворца XVII в., который в свою очередь относился к владениям Никольского единоверческого монастыря).

Вместе с закрытием монастыря закончилась жизнь и епископа Никанора (Кудрявцева). Скончался владыка 30 октября 1923 года от чахотки (туберкулеза или бронхиальной астмы), имея от роду около 39-ти лет. Мы можем предположить, что в отпевании и проводах в последний путь, своего предшественника по епископской кафедре, которые были в Соборном храме Никольского единоверческого монастыря, участвовал епископ Платон (Руднев).

Епископ Никанор (Кудрявцев) был похоронен на Семеновском кладбище Москвы при храме Воскресения Словущего. До закрытия кладбища могила его почиталась верующими, на ней постоянно заказывались панихиды и литии. В 1931 году власти объявили о ликвидации Семеновского кладбища и разрешили родственникам перенести останки усопших на другие действующие кладбища города. Большая часть останков были перенесены на ближайшие - Преображенское и Черкизовское кладбища. В 1946 году оставшиеся могилы на Семеновском кладбище были вскрыты, а останки кремированы и кладбище было большей частью уничтожено (полностью кладбище было уничтожено в 1970-х годах). Что произошло с останками еп. Никанора (Кудрявцева) точно не известно, но есть предание, что они так же были перенесены и заново захоронены около храма свт. Никола на Преображенском кладбище на территории бывшего Никольского единоверческого монастыря.


Епископ Никанор - автор не менее 30 статей и заметок по разным церковно-историческим и религиозно-философским вопросам. Среди них основную долю занимают публикации по вопросам раскола старообрядцев, в том числе и деятельности одного из его апологетов - Андрея Денисова. В числе его работ заметки об одном московском храме, в котором служил его отец, связанном с именем Н.И. Пирогова и событиями 1812 года, мемуарные статьи о ряде ученых и критические статьи по поводу некоторых публикаций отца Павла Флоренского.

Например, в 1916 году в журнале «Миссионерское обозрение» архим. Никанор (Кудрявцев) написал резко обличительную рецензию на книгу «Столп и утверждение Истины» священника Павла Флоренского. В этой книге о. Павел сделал попытку разработки православной теодицеи. Двигаясь путем логических рассуждений, он хотел прийти через философский дискурс к содержанию христианских догматов, тем самым доказав их и придав им новый гносеологический статус. Реакция на этот труд была разной — интеллигенция, философы были в полнейшем восторге, они не ожидали от преподавателя Духовной академии таких смелых философских поисков. Вместе с тем консервативные русские богословы, во главе которых встал архим. Никанор (Кудрявцев) обвинили Флоренского во всех смертных грехах. Им трудно было понять, как в диссертации на получение научной степени магистра богословия (сокращенную версию работы о. Павел презентовал как магистерскую диссертацию, правда, теперь она называлась «О духовной истине») можно цитировать Мориса Метерлинка — писателя, мягко говоря, далекого от православия. [14]


Труды:
1. Николай П. Кудрявцев. «Учение Златоуста о богатстве и его социальный идеал». /Отт. из "Богословский вестник" 1907. №12./ -Сергиев Посад: тип. Св.-Троиц. Сергиевой Лавры, 1907. 15 с.
2. Николай П. Кудрявцев. «Речь студента Н.П.Кудрявцева произнесенная на могиле проф. А.П.Лебедева». // "Богословский вестник" 1908. №7/8. С.602-604.
3. Николай П. Кудрявцев. «Евстафий Антиохийский: Биогр. очерк». /Отт. из "Богословский вестник" 1910. №3, №5, №7/8, №9./ -Сергиев Посад: тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1910. 57 с.
4. Николай П. Кудрявцев. «Философия Мэн де Бирана в начальной стадии ее развития». -М.: типо-лит. т-ва И.Н.Кушнерев и К°, 1911. 33 с.
5. Игум. Никанор (Кудрявцев). «К материалам для истории [церкви Живоначальные Троицы] 1812 года». -М.: Рус.печ., 1912. 16 с.
6. Архим. Никанор (Кудрявцев). «"Великая наука" Раймунда Люллия в сокращении Андрея Денисова». /Отт. из "Изв. Отд-ния рус.яз. и словесности Имп.Акад.наук". 1913 г., т.18, кн.2/ -СПб.: тип. Имп.Акад.наук, 1913. 27 с.
7. Архим. Никанор (Кудрявцев). «Случайное издание: [Об изд. свящ. Флоренским "Службы Софии премудрости божией"]» (Библиогр. заметка). -М.: Печ. А.И.Снегиревой, 1913. 8 с.
8. Архим. Никанор (Кудрявцев). «Разбор учения беспоповцев о духовном священстве». -М.: "Русская печатня", 1913.
9. Архим. Никанор (Кудрявцев). «Мораль, основанная на демографии: Изложение и разбор книги А.Дюмона: "La morale basee sur la demographie"». -Харьков: Епарх.тип., 1914.
10. Архим. Никанор (Кудрявцев). «Идея Логоса в Евангелии ап. Иоанна». -Харьков: Епарх.тип., 1914.
11. Архим. Никанор (Кудрявцев). «О праве Церкви изменять обрядовую сторону религии». -М.: "Русская печатня", 1914.
12. Архим. Никанор (Кудрявцев). «Суждения о расколе и раскольнические суждения академического профессора - священника». [о Павле Флоренском] -М.: "Русская печатня", 1914.
13. Архим. Никанор (Кудрявцев). «Кому услугу он сделал?»: (По поводу книги "К истории расколо-старообрядчества второй половины XIX столетия" В.С. Макарова). -Пг.: Тип. "Колокол", 1915.
14. Архим. Никанор (Кудрявцев). «Как это понимать?» (Старообрядчество + Старокатоличество). -М.: "Русская печатня", 1915.
15. Архим. Никанор (Кудрявцев). «Проторенной дорожкой». -М.: "Русская печатня", 1915.
16. Архим. Никанор (Кудрявцев). «Благонамереннейший из "благонамеренных" австрийцев». [о Кириллове Иване Акимовиче] -М.: "Русская печатня", 1915.
17. Архим. Никанор (Кудрявцев). «Вопрос о праздновании Сретения Господя в Великий пост по литургичесуим данным прошлого и современным». -Киев: О-ва "Петр Барский в Киеве", 1915.
18. Архим. Никанор (Кудрявцев). «Столп и утверждение Истины». // Миссионерское обозрение. -Пг.: 1916. Янв. №1. С. 89-97; №2. С. 237-257.


«Никанор»

В городе нашем был знатный епископ,
Преосвященный Кир Никанор,
Строгий по виду, душою же близкий,
Помню его, как сейчас, до сих пор.


Роста высокого, благообразный,
С длинной и мягкой, как лен, бородой.
Службу любил, проповедник прекрасный,
Волос до пояса, сам молодой.


С юности инок, воспитан в смиреньи,
Много старанья вложил он в собор.
Паству свою приучал он к терпенью.
Причт тогда был, как один, на подбор.


В парном кажденьи - искусство и навык,
Батюшки видом все, словно сродни,
Выход торжественен, скромен и гладок,
Слышатся в храме лишь вздохи одни.


В строгости жил он в маленькой келье,
Комнату снявши у частных людей.
Очень любил антифонное пенье:
Слушал и будто бы был молодей.


Часто езжал по епархии летом,
Храмы с усердием все посещал,
Всюду являлся для паствы с приветом,
Слово спасения всюду вещал.


Кто нерадив - жег огнем укоризны,
Требовал к службе любви от отцов.
Близкий к обычаям нашей Отчизны,
Он никогда не бранил простецов.


Вот каков был Богородский епископ,
Скромный викарий столицы Москвы.
В Царстве Небесном он в праведных списке,
Здесь он в объятьях народной молвы.


                         ***

Умер в Москве (бронхиальная астма),
Там, где давно настоятелем был,
В единоверческой строгой обители,
В ней похоронен и нас не забыл.

Патриарх Пимен (Извеков). 27.VII.1949 г.



Использованные материалы:
1. Сайт "Благочиние Богоявленского округа Москвы": Книга «БЫЛОЕ ПРОЛЕТАЕТ…». Глава "Никанор".
2. Портал "Богослов.Ru". Краткая биографическая справка: Никанор (Кудрявцев), еп.
3. Сайт фонда "Русское Православие". Архиереи: Никанор (Кудрявцев).
4. Материал из Википедии: Патриарх Пимен.


Упоминания в публикациях:
5. Игумен Дамаскин (Орловский). «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним». Книга 6. - Тверь: "Булат", 2002 год. Житие преподобномученика Иоасафа (Боева).
6. Игумен Дамаскин (Орловский). «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним». Книга 7. - Тверь: "Булат", 2002 год. Житие священномученика Cергия (Голощапова).
7. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.5. С. 474.
8. Дубинский А.Ю. Московская Духовная Семинария: Алфавитный список выпускников 1901-1917 годов (генеалогический справочник). М.: Прометей, 1998. 123 с. С.76.
9. Списки студентов, окончивших полный курс Императорской Московской Духовной Академии за первое столетие ее существования (1814-1914 гг.). Сергиев Посад, 1914. С.155.
10. "Списки архиереев 1897-1944 гг. Патриарха Алексия", С. 21, 74.
11. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 427—429, библиогр.
12. Вся Москва: Адресная книга на 1914 г.
13. В поисках Святой Руси: Из писем А.Н. Руднева к В.И. Леоновой // Надежда. Франкфурт-на-Майне, 1981. Вып. 6. С. 287—289, 348.
14. Утверждение истины. К 125-летию со дня рождения и 70-летию со дня мученической смерти о. Павла Флоренского (1882 — 1937) // Иван ВЕРСТЮК. Сайт: «Зеркало недели».
15. Агеева Е.А. «Игумен Никольского единоверческого монастыря Никанор (Кудрявцев) как исследователь трудов старообрядческого писателя С.С. Гнусина». Рождественские чтения 2007: Конференция «Старый обряд в жизни РПЦ: прошлое и настоящее».


Документы:
16. ФАМ I, № 217.