Апостол Павел




Автор:

Высокопреосвященный Николай (Ярушевич Борис Дорофеевич), митрополит Крутицкий и Коломенский


Слово опубликовано в: «Журнале Московской Патриархии».
1948 г. № 5. Стр. 21-25.


НАГРАДА


Слово, сказанное в церкви Преображенского кладбища г. Москвы

Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша много на небесех... Мф. 5. 12.

Окруженный множеством народа, Господь Иисус Христос взошел на гору и сел. У Его ног расположились Его ученики, Свою проповедь Спаситель начал заповедями блаженства и, будучи кроток и смирен сердцем, предложил Свое учение не повелевая, а ублажая тех, которые свободно примут и исполнят Его слово.

За каждой Божественной Литургией вы слышите, мои дорогие, эти заповеди Господа нашего Иисуса Христа и святые слова, которыми Он их заключил: "Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах..."

Каждый из нас, конечно, хорошо понимает, что такое награда.

Земледелец трудится над своей землей и в награду за труды получает хороший урожай. Трудится человек, изучая науки, и наградой для него служит успешное окончание курса этих наук. Награждаемся мы и в другом смысле:

орденами, медалями, премиями и прочими знаками внимания к нашему труду. Это все земные награды. Мы все их оставим здесь, на земле, когда придет время каждому из нас уйти с этой земли.

Господь говорит нам о другой награде - о той вечной награде, какая, по любви к нам нашего Небесного Отца, ожидает всякого верного раба Божия в жизни будущего века, той награде, которая никогда и никем не может быть отнята от того, кто по Суду Божию будет иметь ее в своей бессмертной душе.

Господь говорит о вечной радости и вечном веселии. А кто из нас, дорогие мои, не желает себе счастливой вечности?

Ведь каждый из нас понимает, что наша земная жизнь - это самая малая песчинка в безбрежных песках пустыни. Что такое семьдесят лет человеческой жизни, до которых даже и не доживут многие из нас? Это капелька в океане вечности. А вечность - это не сотни, не тысячи и не тысячи тысяч лет - вечность не знает конца. И кто из нас после жизни земной, в которой каждый наглядится и наглотается столько горя, слез и скорбей, не пожелает себе радости и веселия в этой нескончаемой вечности?

Господь наш Иисус Христос и обещает эту вечную радость, как награду своим верным детям. В заповедях блаженства Он говорит о тех ступенях, по каким истинный христианин подымается от земли к небу, из юдоли слез и плача ~ к вечному веселию в Царстве Небесном.

"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Мф. 5. 3). Кто такой нищий? Это тот, кто ничего своего не имеет, кто ожидает всего только от милосердия других; не имеет куска хлеба, чтобы утолить голод; не имеет крова, где голову приклонить, если не приютят его на ночлег; не имеет одежды, если сострадательный человек не сжалится и не поможет купить ему или даст что-либо из своей одежды. А нищий духом это тот человек, который искренно признает себя духовным бедняком, ничего не имеющим своего, кто считает себя грешнее, хуже, ниже всех, кто всегда себя укоряет и никого не осуждает, - так говорит о нищих духом отец Иоанн Кронштадтский.

Духовная нищета - это смирение перед Богом и перед людьми.

Разве трудно нам смиряться перед Господом и считать себя великим грешником? Конечно, нет. Все мы - грешники. Мы плохо, лениво, слабо исполняем волю Божию. Сколько заповедей мы не хотим исполнить и сколько заповедей мы нарушаем! Когда мы ставим себя перед лицом Божиим, о чем мы должны прежде всего просить у Господа, как не о Его к нам снисхождении, долготерпении и прощении?

Разве трудно сознавать, что без воли Божией и без помощи Божией ни одного шага в этой жизни мы сами сделать не можем? Вот строит человек план своей будущей жизни, думает обо всех подробностях этого плана, а нападет внезапная болезнь, какое-нибудь несчастье, или сама смерть постучится в двери этого дома, - и от планов человеческой жизни не останется и следа. Мы всегда должны смиренно склоняться перед волей Божией, сознавая, что без благословения Божия своими слабыми силами мы не можем сделать ничего.

А разве трудно нам смиряться перед людьми и считать себя худшими прочих грешников? И это не трудно. Разве мы знаем, что происходит в душе даже явного грешника? Мы готовы осудить человека, видя его явные грехи, но разве мы знаем, сколько раз он плачет о своих грехах, как он сам себя в них осуждает и как своими слезами испрашивает себе у Господа милости? Может быть, плачем покаяния и своими воздыханиями перед лицом Божиим он уже получил у Господа прощение в тех грехах, которые мы, по немощи человеческой, продолжаем в нем осуждать,

Душа человеческая с ее внутренними переживаниями часто бывает совсем сокрыта от нашего взора. Разве мы не знаем таких случаев, когда только после смерти человека люди узнавали о том, что среди них жил великий праведник? Ведь нередко бывает, что внутренняя, богоугодная, праведная жизнь человека, скрытая от людей, открывалась их взорам только после кончины носителя этой праведности.

Вот один из примеров. Все мы знаем о почившем Патриархе Сергии, что он был великим молитвенником, постником, что он ни одного вечера и ни одного утра своей жизни не провел без выполнения положенного молитвенного правила. Мы знали о распорядке его частной жизни. Но знали ли мы, даже близко с ним соприкасавшиеся, о том, что покойный Патриарх каждый день в три часа ночи вставал с постели, совершая ни для кого невидимую ночную молитву? Так молился он всю свою долгую жизнь, но мы об этом узнали только после его кончины.

Мы не можем знать, чем живет душа нашего ближнего. Не знаем мы и всего того, что совершается в душе грешника. Мы должны смотреть в самих себя и видеть в себе бездну своих грехов и страстей и потому считать себя хуже других грешников.

На суде земном каждый обвиняемый ищет себе оправдания, приводит свидетелей для облегчения своей участи. На суде Божием совсем не так. Чем ниже мы себя ставим в очах правды Божией, чем больше мы себя осуждаем и обвиняем перед лицом Господа, тем с большей любовью и с большим милосердием Господь будет взирать на наше немощное, но смиренное в своих грехах сердце. Ведь сказано в слове Божием: "...сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит" (Пс. 50. 19).

Не может быть в Царстве Небесном душа гордая, осуждающая своего ближнего и ставящая себя выше других грешников. Не войдет в Царство Небесное тот, в ком живет закваска евангельского фарисея, превозносившегося перед мытарем и другими грешниками. Наследниками Царства Небесного будут только нищие духом, смиренные рабы Божий, которые перед Господом считают себя последними грешниками, сознают, что своими силами ничего доброго они сделать не могут, и просят во всем благословения Божия, непоколебимо надеясь на Того, Кто сказал: "...без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15. 5).

"Блаженны плачущие, ибо они утешатся" (Мф. 5. 4). Спаситель ублажает не просто нищих, но нищих духом. И блаженны не просто плачущие, а те, кто плачет о правде и добродетели, которых не имеют, о грехах своих, которыми обременены.

Истинный христианин должен плакать о том, что он осквернил и непрестанно оскверняет в себе своими грехами образ Божий. Он должен плакать о том, что он только носит имя христианина, а обетов, данных при крещении, не исполняет, прилепился к земле и не думает о небе и о жизни, не имеющей конца. Разве трудно нам плакать о грехах, если мы знаем, что грехи будут служить для нас преградой при входе в Царствие Небесное, если мы знаем, что грех - это самый страшный враг наш, который отнимает от нас наше светлое будущее? И чтобы никто из плачущих о своих грехах не впадал в отчаяние и уныние, Господь Спаситель обещает ему утешение: и здесь - в прощении от грехов, и в Царстве будущего века - в вечном и благодатном веселии.

"Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю" (Мф. 5. 5). Терпеливое перенесение скорбей, неизбежных в жизни, незлобивое обхождение со всеми, вообще такое расположение духа, чтобы не раздражать никого и не раздражаться никем,- вот те свойства, которые низводят на последователей евангельской заповеди не только благословение Божие в жизни временной, но и высшие благословения и высшие блага в будущей жизни. Кроткий человек никогда не платит злом за зло, обидой за обиду. Кроткий, будучи укоряем, не укоряет, терпя злострадания и напасти от других, не грозив мщением, но предоставляет мстить за себя Судящему праведно (1 Пет. 2. 23). В этом духовная красота кротости! И как мы можем поступать иначе, как мы можем сердиться, мстить, гневаться, когда общий наш Отец, перед Которым мы без числа согрешаем, всегда творит с нами по Своей кротости и долготерпит нам? И мы должны быть к нашим братиям кротки, снисходительны, долготерпеливы.

"Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся" (Мф. 5. 6). С томительным чувством голода и жажды сравнивается здесь сильное желание духовного блага: правды Божией, исполнения воли Божией, жизни добродетельной, оправдания человека перед Богом. И как насыщение телесное, прекращая чувство голода, восстанавливает и укрепляет наши силы, так и насыщение духовное вносит мир и покой в душу истинного раба Божия. Совершенное насыщение людей праведных последует в жизни будущей, но и здесь они носят в себе залог своего будущего счастья.

Когда человек искренно хранит в себе веру в Иисуса Христа и питает эту веру спасительными таинствами и ревностным исполнением заповедей Христовых,.он получает истинное удовлетворение своего духовного голода и жажды, и благодатию Святаго Духа еще больше укрепляется в исполнении заповедей Божиих. Надо жаждать и алкать, надо всем своим существом желать вечного спасения, потому что вечное спасение - это величайшее и ни с чем не сравнимое благо, для дарования которого людям Господь Иисус Христос пролил Свою кровь и к которому Он нас всех зовет. Если мы не будем ни алкать, ни жаждать своего спасения, мы не сможем спастись, ибо благодать Божия никого из нас не ведет за собою к спасению насильно. Так возжаждем же своего спасения всем сердцем!

"Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Мф. 5. 7). Кто из нас, грешников, не хочет быть помилованным Господом - нашим Праведным Судией? Все мы нуждаемся в милости Божией, в долготерпении Божием, в даровании нам еще времени на покаяние, в прощении грехов, а на конце времен - помиловании на Страшном суде Божием. Поэтому-то Церковь от лица нашего так часто произносит за богослужением: "Господи, помилуй!"

Все мы знаем слова Христовы о последнем Страшном суде, но все ли мы умеем трепетать при мысли о том, как предстанем мы перед лицом нашего Судии со множеством своих не оплаканных и не искупленных грехов и пороков? Если мы жаждем сами помилования Божия на Страшном суде, мы должны быть милосердными. Наше милосердие, наша любовь, наше сострадание привлекут к нам милость Божию. За милость к братиям своим сам получишь милость от Бога: за милость временную - милость вечную, за милость малую - милость бесконечно великую, ибо сам удостоишься вечного помилования.

Ведь все мы - друг другу братья, и не только потому, что произошли от одной четы, Богом сотворенной, и не только потому, что за всех нас одинаково страдал и проливал Свою кровь Христос. Мы все родные друг другу через святое таинство крещения, когда мы все стали детьми Божиими. Мы все родные потому, что приобщаемся из одной Чаши одного Тела и Крови Христовых. И во имя этого нашего братства, этого нашего общего сыновства перед лицом Небесного Отца мы должны любить, милосердствовать, сострадать. Человек должен любить не только своих близких: муж - свою жену, дети - своих родителей. Это благословенная любовь, но ее мало. Святой апостол Павел говорит: "...Мы... созданы... на добрые дела..." (Еф. 2. 10). И другой святой апостол сказал: "...суд без милости не оказавшему милости..." (Иак. 2. 13). Сам Господь при изображении последнего Своего суда упоминает об этих делах милости, и милость, оказываемую нами ближнему, Он сочтет сделанной Ему Самому (см.: Мф. 25. 31-36).

"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5. 8). Сердце грязное, греховное не может иметь духовных очей и видеть Бога. Чистота же приобретается только усердной молитвой, покаянием, помощью благодати Божией и постоянным наблюдением за своим сердцем. "Сыне мой,- говорит слово Божие,- больше всего хранимого храни сердце твое..." (Притч. 4. 23), берегись того, чтобы сердце не стало рабом твоих страстей и пороков. Одним из самых сильных средств удаления из своего сердца всего нечистого, по учению святых отцов, является живое сознание вездеприсутствия Божия. Помни, что Господь всеведущ и что ни одно самое малое не только греховное движение твоего сердца, но и греховное намерение не скрыты от Его всеведения.

И какая награда обещана чистым сердцем? Здесь, в жизни земной,сердцем ощущать присутствие Божие, а в жизни будущей - увидеть Бога своего, поклониться Ему и участвовать в прославлении Его вместе со всеми ангелами и святыми!

"Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" (Мф. 5. 9). В чьем сердце царствует мир, нет злобы, ненависти, кто не только сам не носит в своем сердце зла, но содействует тому, чтобы примирить враждующих, несет мир вокруг себя,- тот назовется сыном своего Небесного Отца. А что может быть для человека большим счастьем, как быть сыном своего любимого Небесного Отца? В слове Божием сказано: Царствие Божие - это "праведность, и мир, и радость во Святом Духе" (Рим. 14. 17). Истинный христианин и носит в своем сердце этот мир и эту радость и сеет их вокруг себя.

За каждой Божественной Литургией, как мы сказали, Святая Церковь напоминает нам эти заповеди блаженства и слова Христовы об этой великой, обещанной Господом награде - о радости и веселии. Эта награда будет состоять в вечном пребывании в Небесном Доме Господнем и в вечном общении нашем с Господом. Она не будет какой-нибудь внешней наградой - она будет венцом всей жизни христианской, увенчанием тех трудов, какие человек понесет ради Царства Небесного. Вечные радость и веселие,

обещанные Господом, будут раскрытием во всей полноте того счастья жить с Господом, какое носит уже в земной своей жизни каждый истинный раб Божий, каждый нищий духом, каждый кроткий, алчущий и жаждущий правды Божией, милостивый, чистый, миротворец.

В лучшие святые минуты нашей жизни земной нам надо предощущать эту награду, это вечное счастье. То умиление духа, та внутренняя глубокая радость, тот духовный восторг, какие посещают нас в минуты искренней молитвы, слезного покаяния, около Святой Чаши, в светлую пасхальную ночь, - всё это заря того солнца счастья, какое взойдет над каждым из нас в будущей жизни. Чем ближе ко Господу наше сердце, чем мы больше стремимся жить со Христом, тем полнее и глубже бывает в нас это предощущение вечной радости о Господе.

Какое это счастье - веровать в Бога и носить Его в своем сердце! К этому счастью мы все должны стремиться, всегда его искать и никогда не забывать того, что во всей своей полпоте его приобретет для вечности только тот, кто трудится над своим сердцем, трудится в самом священном деле нашей земной жизни - деле приготовления себя к блаженной вечности. Все наши земные скорби и слезы потонут в этой радости общения с Господом в бесконечных веках.

Мои пожелания вам, мои дорогие, так ясны: от всего сердца я желаю вам этого счастья. С помощью Божией, пусть каждый из нас по ступеням, указанным нам Господом Иисусом Христом, подымается к дверям Царства Небесного и пусть никто из нас не погибнет для этой радости будущей жизни!