Апостол Павел




Автор:

Марков В.С.


Краткие биографические сведения об архим. Павле (Ледневе).


Текст примечания 18, отдела II, главы 1-ой: «Переписка Н.И. Субботина с К.П. Победоносцевым. 1880-1904 гг.», со страниц 203-204
из книги Марков В.С. «К истории раскола старообрядчества второй половины XIX столетия. Переписка проф. Н.И. Субботина, преимущественно неизданная, как материал для истории раскола и отношений к нему правительства. (1865-1904)».


Знаменитый в истории раскола инок Павел Прусский, впоследствии архимандрит и настоятель Никольского единоверческого монастыря в Москве, ревностный борец за Православную Церковь против заблуждений раскола. Родился в 1821 г. в январе месяце, в гор. Сызрани (Симбирской губернии). Родители его — сызранские граждане Ледневы — официально принадлежали к Православной Церкви, поэтому и сын их был крещён православным священником 21-го января и назван был Петром, на самом же деле они придерживались раскола по беспоповскому Федосеевскому согласию. Дед ин. Павла был тоже старообрядец, но только беглопоповец, благодаря чему очень часто между ним и отцом Петра происходили прения о вере, впрочем не нарушавшие родственных отношений. Маленький Петр был постоянным и самым внимательным их слушателем: из этих бесед он вынес первоначальные сведения о главных отраслях раскола. Беспоповскому учению, как более прямому и последовательному, он отдавал предпочтение. Учение о безбрачии, требуемое беспоповской Федосеевской догматикой, пробудило в нём искреннее желание совсем удалиться от мира. Смерть любимой матери укрепила его желание, и 18 лет от роду Петр, выпросивши у родителя небольшую келью, устроенную в саду, заключился на уединенную жизнь. В это же время одним из Федосеевских стариков он был перекрещен и обязался «не миршить». Вскоре Петр отсюда ушел верст за 10 на реку Крымзу, — в более отдаленное и уединенное место и приобрел между тамошними раскольниками не малую известность и почёт, сами Федосеевские наставники начали относиться к нему с уважением. Более близко познакомившись с деятельностью этих наставников, он заметил в первый раз многие несообразности в Федосеевском учении, как то: младенцев, рожденных в брачном сожитии, наставники не допускали до крещения под разными стеснительными условиями для родителей, напротив младенцев, рожденных вне такого сожития, крестили беспрепятственно, точно так же и брачных принимали на особую исповедь, которой не давали никакой силы, тогда как безбрачных допускали до исповеди беспрекословно. Желание ближе исследовать федосеевское учение и принять иночество побудило Петра покинуть свое уединение и уйти в Москву на знаменитое тогда Преображенское кладбище. Своей начитанностью, добросердечием и строгой жизнью он приобрел здесь себе всеобщую любовь и уважение. Пробывши не более года в Москве, Петр уехал в Пруссию, основал там «киновию» (монастырек) и принял иночество с именем Павла. Вследствие некоторых недоразумений с своим товарищем по устроению киновии о. Павел уехал в Климоуцы (близ Белой Криницы), но вскоре возвратился опять в Пруссию, где и водворился вплоть до своего перехода в православие. Благодаря своей подвижнической жизни, любовному отношению к братии, смирению, число учеников о. Павла все росло и росло. Занявшись устроением обители, о. Павел не прерывал (с 1852 — 67 гг.) своих исследований старообрядческих учений и, «испытуя писания», он всеми своими мыслями и выводами откровенно делился с братией. Характерно то обстоятельство, что положена была особая молитва о том, чтобы Бог вразумил братию монастырька и открыл ей — где Его истинная св. Церковь. Окончательно убедившись в правоте Православной церкви, о. Павел уехал из Пруссии и, обратившись к митр. Филарету, выразил желание присоединиться к Церкви; 25 февраля 1868 г. преосвященным Леонидом он был торжественно присоединен к Церкви и поселился во вновь открытом тогда Никольском единоверческом монастыре, где уже жили, ранее его присоединившиеся к Церкви, члены Австрийской иерархии (Онуфрий, Филарет, Мельхиседек и др.) Ревностно трудясь на благо и распространение православия в среде раскольников и словом и пером, о. архим. Павел оставил по себе вечную, незабвенную память в истории миссионерской деятельности против раскола. Скончался 1895 г., 27 апреля, погребен в Никольском единоверческом монастыре, рядом с своим соратником Н.И. Субботиным.


Подробную биографию о. Павла см.:
«Инок Павел Прусский и его ученики» Н. Субботин, М. 1868.
«Братское Слово», 1893, I, № 4.
«Арх. Павел (Прусский) и его противораскольническая деятельность», статья Н. Беренского, «Миссионерское Обозрение» 1897 г. I, 22; V, 389-396; VII, 594-606; 1898 г. I, 39-60; II, 225-244; V, 712-722; VI, 869-878; VIII, 1009-1021; IX, 1170-1181; X, 1255-1278; XI, 1401-1420; XII, 1573-1590.


Также об о. Павле см. «Воспомнинаия»:
«Братское Слово» 1895, т. I. (Субботина).
«Братское Слово» 1895, т. I. (Арсеньева).
«Московские Ведомости» 1900 г., № 117; 1901, № 114; 1905, № 116.
«Душеполезное Чтение» 1904, №8 (Цветкова В.);
«Православный Собеседник» 1895, 1, 2, № 6-7 (Ивановского);
«Церковные Ведомости» 1896, № 8.
«Церковный Вестник» 1895, № 18.
«Миссионерский Сборник» 1895, № 3.
«Кормчий», 1895, № 3.
«Московские церковные Ведомости» 1895, №№ 19, 22.
«Пензенские епархиальные Ведомости» 1895, № 10.


Некрологи:
Прибавление к «Церковным Ведомостям» 1895, № 18.
«Пастырский Собеседник» 1895, № 16-17.
«Московские Ведомости» 1895, № 116
«Астраханские епархиальные Ведомости» № 10.
«Курские — // — » № 21.
«Донские — // — » № 12.
«Кишиневские — // — » № 12.
«Черниговские — // — » № 10.
«Полоцкие — // — » № 13.
«Литовские — // — » № 22.


Кроме этого см. переписку Н. И. Субботина с о. Павлом:
«Первые двенадцать лет служения Церкви борьбой с расколом», 1867-1879 гг. М. 1901, 297 стран.
«Еще пятнадцать лет служения Церкви борьбой с расколом», 1879-1886 гг. Вып. I, М. 1902.
То же, вып. II, 1887-1895 гг., М. 1904.
Также статью Н. Субботина, «Московские Ведомости» 1900, № 113-116; 1901, №№ 155, 156-157.



Оригинальный текст книги в формате PDF: book-pavel.pdf